G. I. Gurdjieff

Международный Журнал Гюрджиева

Вступительное слово к произведениям

Г. И. Гюрджиева

Дж. Уолтер Дрисколл


«Все и вся» - такой всеохватный заголовок Гюрджиев дал трехтомному собранию своих основных сочинений. Сам он называл их первой, второй и третьей серией.

1. Рассказы Вельзевула своему внуку

При первом знакомстве с этой безжалостной книгой гигантских размеров даже привычный к восприятию сложных текстов читатель испытывает чувство робости. Это произведение не открывает своих сокровищ при поспешном или поверхностном анализе. Не нужно приходить в отчаяние от его на первый взгляд непостижимого и недоступного языка; не должна сбивать с толку и новаторская для сочинений такого рода форма повествования - в виде научно-фантастического романа. Несмотря на все это, книга «Рассказы Вельзевула» - это на самом деле проводник великих философских, религиозных и психологических идей и взглядов. Нагромождение в книге барьеров и лабиринтов происходит не от банального стремления автора к использованию сложных литературных приемов. Запутанность ее объясняется несколькими причинами: масштабом, глубиной и стройностью гюрджиевского учения, фантастическим его размахом и эпической живостью тех элементов, которые как плотью облекают его структуру, а также трудностью понимания многих содержащихся в ней проникновенных и будоражащих душу идей. Серьезный читатель непременно прислушается к якобы исполненному самомнения, но на самом деле «дружескому совету» Гюрджиева, заключающемуся в том, что лишь при вдумчивом чтении этой книги в третий раз можно в действительности начать «предпринимать попытку постижения сути». Предмет, за освещение коего взялся Гюрджиев - тот самый, о котором заявляет нескромное название собрания его сочинений, иначе говоря, это все и вся - все, что действительно имеет значение.

Основное заглавие первой книги («первой серии») - «Рассказы Вельзевула своему внуку: объективно-беспристрастная критика жизни человека» - раскрывает тему, служащей той осью, вокруг которой строится вся книга. Путешествуя через Вселенную на космическом корабле «Карнак» вместе со своим внуком Хассейном, Вельзевул берется за воспитание мальчика. Двенадцатилетний Хассейн - впечатлительный, умный и любознательный подросток. Во время их продолжительного путешествия Хассейн осаждает Вельзевула вопросами о странных существах, населяющих маленькую планету отдаленной солнечной системы, куда Вельзевула сослали за проявленное им в молодые годы бунтарство. Хассейн пытается понять, почему обитатели этой планеты, наделенные тремя видами мозга, принимают «химеры за Реальность». Поскольку Вельзевул измеряет свой век временными промежутками, охватывающими земные тысячелетия, и миллиарды лет провел в изгнании на Марсе, это позволяет ему пристально следить за жителями нашей планеты. Рассказы Вельзевула построены на результатах наблюдений земной жизни, сделанных им со своей марсианской обсерватории, а также во время шести продолжительных путешествий на Землю. Эти рассказы служат якобы наставлением Хассейну, но на самом деле являются беспристрастной критикой нашей жизни.

Такое построение сюжета дает Гюрджиеву возможность развернуть свою эпическую панораму в промежутке между 50-страничной вводной главой, озаглавленной «Пробуждение мышления» и столь же продолжительным заключением «От автора». В этих главах Гюрджиев обращается к читателю от своего имени. Ближе к завершению повествования он в конце концов упоминает - да и то лишь мимоходом, в свойственной ему манере - о нашей сходящей на нет способности концентрировать «активное внимание» и о нашей зависимости от потока «автоматических ассоциаций». Он утверждает, что поток «автоматических ассоциаций» внутри нас занимает место явления, названного им «активным бытийным мышлением», и что внимательное прочтение его книги может помочь нам развить эту дремлющую в нас функцию.

В отношении «Рассказов Вельзевула» гипербола оказывается преуменьшением. Обладающая столь многими уникальными чертами эта книга, возможно, единственная из существующих в том смысле, что реакцию читателей на нее автор весьма пристально изучал в течение более двадцати лет и перерабатывал свой труд, держа в уме эти наблюдения. Ничто в этой книге или в реакции читателей не является случайным. «Рассказы Вельзевула» остаются - как Гюрджиев, несомненно, и рассчитывал - первой ступенью для каждого, кто стремится непосредственно познакомится с его личностью и идеями.

«Рассказы Вельзевула» впервые были изданы под заглавием «Всё и вся: десять книг в трех сериях, из которых это - первая серия» в 1950 г. в Нью-Йорке (изд-во Harcourt Brace, 1238 стр.) и в Лондоне (изд-во Routledge & Kegan Paul, 1238 стр.). За исключением вариантов названия (это различные комбинации фраз «Всё и вся», «Рассказы Вельзевула» и «Объективно-беспристрастная критика жизни человека»), постоянного исправления опечаток и включения двух абзацев, выпущенных при первом издании, текст книги остался в том виде, как он был впервые опубликован Гюрджиевым в 1950 г. С тех пор этот текст выходил в переплете и мягкой обложке в издательствах Dutton, Routledge & Kegan, а самое последнее издание в бумажной обложке было выпущено в 1999 г. издательством Penguin / Arkana ; в нем были исправлены весьма несущественные ошибки, допущенные в прежних изданиях. Исключением в этом ряду является книга «Рассказы Вельзевула своему внуку: объективно-беспристрастная критика жизни человека.» Всё и вся / Первая серия. [Исправленное издание] , изданная в 1992 г. в Нью-Йорке и Лондоне компанией Viking Arkana (1135 стр.). В ней отсутствует редакторское предисловие, а также какое-либо объяснение цели издания, методики или источников. Этот вариант книги изложен более доступным и современным английским языком, нежели его предш ественник. Главным образом он основан на французском переводе 1956 г. и включает в себя новые данные, полученные в ходе исследования оригинальной рукописи на русском языке; в ряде мест и перевод, и рукопись содержат некоторые отличия от английского текста.

2. «Встречи с замечательными людьми»

Автобиография Гюрджиева, составленная на основе имевшейся у Оража неопубликованной рукописи и оригинальных рукописей на русском языке, открывается введением, где на 30 страницах автор рассуждает о литературе как об одном из основных средств для развития ума «как главного двигателя к совершенству» и сокрушается по поводу полной непригодности для этой цели современной литературы. Он поверяет читателю, что достиг «большого мастерства в искусстве скрывания серьёзных мыслей за привлекательной и легкодоступной внешней формой». Последующие десять глав посвящены, на первый взгляд, описанию семьи Гюрджиева, его школьных наставников, друзей и спутников, сопровождавших его в поисках знания и понимания. За этой внешней формой увлекательного рассказа самого Гюрджиева о своей жизни (немногие детали которой могут быть достоверно установлены по прошествии более ста лет) скрывается повествование о его преисполненного решимости похода на поиск психо-духовной традиции мудрости, которая могла бы привести к знанию, основанному на развитии бытия и «материала нужного для создания чего-то нового». Заключительная непронумерованная глава является приложением, где содержится длинный рассказ под названием «Материальный вопрос», в котором Гюрджиев дает искренний ответ на вопрос о том, как финансировались его масштабные поиски и руководимый им институт. При этом он описывает, какие чудеса изобретательности, гибкости и постоянной находчивости ему приходилось проявлять и какое значительное финансовое бремя нести при реализации своих замыслов.

Книга «Встречи с замечательными людьми» была впервые издана 1963 г. в Нью-Йорке (изд-во Dutton , 303 стр.) и в Лондоне (изд-во Routledge & Kegan Paul , 303 стр.). Текст переиздавался несколько раз в бумажной обложке, последнее по времени издание относится к 1985 г. (изд-во Penguin Arkana, Лондон-Нью-Йорк).

3. «Жизнь реальна только тогда, когда "Я есмь"»

Состоящая из фрагментов работа, где содержатся самые сокровенные размышления Гюрджиева из тех, что вошли в сборник «Всё и вся». В ней имеется пролог и введение, занимающие почти половину книги, за ними следует пять кратких лекций. Заключительная глава «Внутренний и внешний мир человека» обрывается на полуслове и, как утверждает Джон Г. Беннетт (один из тех, кто работал над литературным наследием Гюрджиева) является последней вещью, написанной Гюрджиевым. Привлекая автобиографический материал, собранный за десятилетия поисков и работы с группами приверженцев в Европе и особенно в Америке вместе с А.Р. Оражем, учеником и другом, Гюрджиев дает читателю понять, какие упражнения, какая борьба и какие сильные страдания необходимы для постижения образа «мира, существующего в действительности».

Книга «Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть"» была впервые напечатана частным образом с предисловием Жанны де Зальцманн и вступительным словом Валентина Анастасьева в Нью-Йорке в 1975 г. (изд-во Triangle Editions , 170 стр.). Второе издание, включающее 10 дополнительных страниц из французского издания 1976 г., было впервые опубликовано в Нью-Йорке в 1978 г., также частным образом (изд-во Triangle Editions , 177 стр.). В 1981 г. оно было повторно выпущено издательством Routledge & Kegan Paul, в 1982 г. - издательством Dutton, а последнее по времени издание в бумажной обложке относится к 1991 г. (изд-во Penguin Arkana ).

Произведения Гюрджиева: дополнение

«Взгляды из реального мира»: Ранние беседы в Москве, Есентуках, Тифлисе, Берлине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Чикаго. Воспоминания учеников. Предисловие Жанны де Зальцманн. Нью-Йорк: Dutton, 1973, 284 стр.; Лондон: Routledge & Kegan Paul, 1973, 284 стр.; Сокращенное издание с новым вступительным словом, Нью-Йорк: Dutton , 1975, 276 стр.; Лондон: Routledge & Kegan Paul, 1976, 276 стр., Лондон и Нью-Йорк: Arkana , 1984, 276 стр.

Записи сорока (или тридцати девяти в издании в мягкой обложке) бесед Гюрджиева в период с 1914 по 1930 гг. В введении к изданию в мягкой обложке сообщается, что «Над Беседами была проведена сравнительная работа, и они были перегруппированы при содействии мадам де Хартманн, которая с 1917 г. в Ессентуках присутствовала на всех этих встречах и может поэтому гарантировать достоверность их записей». Эти беседы являются живым свидетельством подвижного и «подталкивающего к поиску» подхода, свойственного устной традиции, из которой Гюрджиев вышел и приверженность которой сохранял. Беседы дополняют его произведения, давая некоторое представление об учении, которое надлежит применять на практике, а не просто усваивать как информацию. В книге также содержится статья «Проблески истины». Это отчет о разговоре с Гюрджиевым, который Успенский впервые прочел в 1915 г., а затем процитировал в своей книге «В поисках ч удесного».

«В поисках чудесного» : Фрагменты неизвестного учения. Автор П.Д. Успенский. Нью-Йорк: Harcourt Brace; 1949, 399 стр ., индекс; Лондон: Routledge & Kegan Paul , 1950, 399 стр., индекс; неоднократно переиздавалась в мягкой обложке.

Попытка записать беседы Гюрджиева, состоявшиеся в Москве, Санкт-Петербурге и Ессентуках в период с 1915 по 1918 гг., была предпринята П.Д. Успенским в 1925 г. с одобрения самого Гюрджиева. Эти записи отличаются аккуратностью и яркостью изложения. Самая старая рукопись относится к 1925 году, однако Успенский продолжал работать над ней и в 1930-х годах и читал ее группам своих учеников. Согласно его воле, она оставалась неопубликованной до его кончины в 1947 г. Возможно, причиной этому было то, что он вообще отказывался публиковать какие-либо сведения о «системе» при жизни. Практически завершенная рукопись была г-жой Успенской представлена вниманию Гюрджиева, и при его поддержке была издана осенью 1949 г. Хотя в некоторых местах она имеет пересечения, все же ее форма - в виде лекций и диалогов - составляет разительный контраст с гюрджиевским эпическим мифологизированием в «Рассказах Вельзевула».

Экранизация

«Встречи с замечательными людьми»: фильм режиссера Питера Брука [и Жанны де Зальцманн]. Нью-Йорк: студия Productions, 1979, [1 ч. 50 мин.]; имеется на пленке VHS Video с подзаголовком «Поиск Гюрджиевым скрытого знания» Нью-Йорк: Общество изучения мифов и традиций, 1997, выпущено компанией Parabola Video .

Фильм был снят в тесном соавторстве с Жанной де Зальцманн. В нем кратко изложены факты автобиографии Гюрджиева о его скитаниях в молодые годы по Ближнему Востоку в целях соприкосновения с древними традициями мудрости и обретения ясного понимания цели человеческой жизни. Фильм завершается захватывающей демонстрацией гюрджиевских движений; это единственный снятый на пленку оригинальный показ, находящийся в открытом доступе.

~ • ~
Данный очерк взят из книги автора «Гюрджиев: руководство для чтения и промежуточная библиография» в которой приводятся описания произведений Гюрджиева и данные о порядка 80 книгах о нем.
English copyright © 1999 J. Walter Driscoll
This webpage © 2003 Gurdjieff Electronic Publishing
Исправлено: January 1, 2003